Я помню

При финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям создан сайт "Я помню"


Руководитель проекта Артем Драбкин. Здесь собраны воспоминания очевидцев, участников. Материалы поделены по видам войск, военным профессиям: разведчики, артиллеристы, летчики, снайперы...  Один из разделов посвящен медикам

Вспоминает Лидия Бельская:
Самое главное, что мы обязаны были сделать – как можно раньше оказать помощь раненым. Поэтому полковой медпункт устраивали как можно ближе к передовой. Иногда он стоял всего в 400-500 метрах от поля боя, поэтому нас и бомбили и обстреливали, да еще как… Пулеметы строчат, осколки свистят… Иногда взрывной волной раненого сбрасывало с операционного стола... Помню случай, когда рядом раздался взрыв, раненого сбросило, а меня ударило о косяк… Потом встаешь и начинаешь себя ощупывать и соображать – так руки, ноги целы, голова на месте: «Поднимайте раненого, продолжаем работать…»


А какая была установка – первыми брать самых тяжелых?
Тут нельзя сказать однозначно. Это зависело от врача, без всякой логики. Конечно, первыми старались брать самых тяжелых, кому остались считанные часы. Если приносили много раненых, я выходила и смотрела, кого взять первого. И на всю жизнь запомнила такой эпизод.
Выхожу, а один раненый, у него нога оторвана, так он культю поднял и к дереву прислонил, чтобы кровь меньше текла. Я на него показала: «Немедленно!» А он вдруг говорит: «Доктор, возьмите первым моего друга…» Так-то у меня крепкие нервы, но тут мне прямо плакать захотелось от такой доброты… Вот что значит, готов отдать свою жизнь другу… - «Я вас беру обоих!» У меня же два стола было. На одном оперирую, а на другом Машенька заканчивает, перевязывает."